Космическая одиссея экс-мэра Йошкар-Олы Владимира Таркова
Array
(
    [!SECTION_ID] => Array
        (
            [0] => 558
        )

)
1
1
Космическая одиссея Владимира Таркова
Культура 20.04.2018 20:11 2203

Для того чтобы летать, человеку вовсе не нужны крылья. Окрыляет мечта. У Владимира Таркова, которого жители республики знают хорошо как мэра Йошкар-Олы, было время в жизни, нам мало известное, но очень счастливое.

Будучи юным, он преследовал в прямом смысле заоблачные цели – достичь неба. Людские законы создавали препятствия, но по какому-то велению свыше он сумел достичь желаемого. Владимир Васильевич оказался у истоков строительства Байконура и стал частичкой огромной команды, покорившей космос.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

- Вы родились в Туркменистане, все корни в Астрахани, долгое время живете в Марий Эл. Но в вашей обширной личной географии есть еще и Байконур, как вы там оказались?

- Меня судьба, с одной стороны, направляла, а с другой стороны, разочаровывала. Я всю жизнь хотел летать. Сначала в авиамодельный кружок, а с восьмого класса в аэроклуб ходил. В три утра мы вставали по весне. Нас на полуторке везли на аэродром, и перед школьными уроками там проходили занятия. Прохладненько еще было, но поле летное уже после зимы подсохло. Я на планере летал, прыгнул с парашютом два раза. И мечтал, что когда-то стану летчиком.

После школы меня направили в Кременчугское летное училище на Украине. Прошел медкомиссию, сдал экзамены, но случилось так, что в моей биографии, я даже этого не знал, оказался для моей профессии изъян. Нас уже одели в форму, я пришел на мандатную комиссию, и меня спрашивают: «Где отец?». «В войну, - говорю, - без вести пропал». «А вот, если мы тебе самолет дадим, а ты улетишь…». Я же был комсомольцем, из меня лепить можно было все, что хочешь, жизнь готов отдать за страну! И тут такое… Вышел, хожу по коридору, жду результата. Появился подполковник: «Ты не обижайся, но у нас есть определенные условия, тебе отказано».

Я вернулся в Астрахань и поступил в строительный техникум. Когда его окончил, попал на сверхсекретный объект. Вот как судьба распорядилась: в училище не приняли, а на самый секретный объект страны взяли! Приехал военный заказчик и нашу группу в полном составе завербовал в «Ташкент-90». Это был 1961 год, мне исполнилось 20 лет.

- Вы вправду думали, что в Ташкент попадете?

- Да, мы ехали поездом, пребывая в полной уверенности, что нас ждет Ташкент – город хлебный. Ранним утром высадились на какой-то полустанции Тюратан. Нас встретили военные машины и автобусы. Продолжили путь, а кругом степь, бурьян и больше ничего. Показался КПП: колючая проволока, солдаты, прожектора. Приехали не знай куда. Все нам разъяснили чуть погодя в УИР-130. Это знаменитое Управление инженерных работ, которое строило Байконур. В нем в худшие времена 40 тысяч человек работало, а в лучшие доходило до 80!

То есть мы оказались в Казахстане, конкретно – на 10-й площадке, позже Ленинск, затем Байконур. В то время там еще ничего не было, кроме бани, штаба ракетчиков, госпиталя и нескольких жилых домов. Стали нас распределять, и я попал на площадку №2, это 1001 объект, космодром, откуда позже улетал Гагарин. Пуски спутников оттуда уже производились. Заселились мы в бараках солдатских. Рядом с космодромом находилась 51-я площадка, оттуда запускалось боевое изделие, это боевая ракета. (Когда случился Карибский кризис, кстати, все ракеты были готовы к немедленному старту – очень напряженное было время). Ракеты на запусках иногда взрывались, это теперь ни для кого не секрет. И моя трудовая жизнь началась с того, что мы в ночь поехали ликвидировать последствия неудачного старта. Все было вокруг разрушено, надо было раздолбить бетон и потом быстро восстановить стартовую площадку.

ОТ ЗЕМЛЯНОК ДО КОСМОСА

- А что собой космодром представлял в то время?

- Это стартовая позиция, бетонная площадка, в центре которой находится стол, куда устанавливается ракета. Сюда подходит железнодорожная ветка, по которой тепловоз транспортирует изделие. При помощи подъемников ракета поднимается вертикально на стол. А поскольку двигатели очень мощные, надо куда-то выброс направить, есть еще отбойник, глубиной метров 30, куда вырываются газы. На космодроме расположен монтажно-испытательный корпус, где собирается и проверяется изделие перед установкой и запуском. Это такой размах, такие масштабы! Восхищение и гордость мы испытывали от работы и общего дела, такого в мире вообще не было, а мы достигли!

- Какие у вас были условия жизни и труда?

- Я вскоре был призван в армию и продолжил работу там же солдатом стройбата. Жили в казармах, соответственно. Вода была привозная с Сырдарьи. Она по цвету, как ржавая, коричневатая, потому что Сырдарья неглубокая, но очень быстрая, и ил без конца размывается. Эту воду мы пили, никаких фильтров там не было, просто кипятили, и все живы-здоровы. И зимы в Казахстане холодные, мы мерзли, но никто не болел.

На стройбате лежала самая черная работа. Строители приходят на голое место. Начинается новая площадка, солдат привозят, и первое, что они строят, – столовая. Чтобы роту разместить, ставили скрепера. Они снимали грунт на длину 60 метров. Получившиеся земляные стены мы обивали досками, делали крышу из бревен накатом, сверху рубероид, земля - и жилье готово. Потом стройбат начинает строительство комплекса. Мы не жаловались, нормально все было. Зарплату нам платили, 86 рублей в месяц мастер получал, а я был мастером. У демобилизовавшихся срочников на книжке накапливались неплохие деньги.

- Вы же служили как раз в то время, когда Юрий Гагарин в космос полетел, видели?

- Да, но мы даже на знали, что запущена ракета с человеком на борту. Это держалось в секрете до конца. Дело было так. Наша часть стояла в трех километрах от космического старта. Когда производился старт, нас вывозили за 10 километров. Находиться ближе опасно: если ракета рванет, обломки далеко разлетаются. В один из дней рано утром приехали особисты, и нас вывезли. Было 12 апреля, солнечно, в Казахстане тепло в это время уже, тюльпаны в степи вот-вот зацветут. А космический старт располагался на возвышенности, и головную часть корабля все равно было очень хорошо видно. Смотрим, пошел-пошел корабль вверх… Потом узнали, что Гагарин полетел.

Я продолжал мечтать о небе и поступил в МАИ на ракетостроение. Как раз Сергей Павлович Королев читал лекции. А я с ним на стройке здоровался, правда, тогда еще не знал, что это он. И вообще я там повстречался с великими людьми, не побоюсь громких слов, с лучшими умами Отечества, прошел жизненную школу такую, что дай Бог любому! Был комсоргом батальона, знал организацию строительства, все новые строительные приемы и материалы. Решил перевестись в строительный институт и окончил его. Мне присвоили звание, и началась военная карьера, дослужился до капитана. Там же на Байконуре женился, дети родились. Тот период моей жизни был самым счастливым – это юность и молодость, участие в грандиознейшем деле.

СНИТСЯ РОКОТ КОСМОДРОМА

– Почему вы переехали с Байконура сюда, ведь там все удачно складывалось?

- В 1973 году в Йошкар-Олу перебрались, потому что жене нужно было менять климатические условия. Я служил тогда в главном управлении УИР-130. Помню, читаю «Строительную газету», а там приглашение на работу в Марийскую республику. И как раз заходит ко мне в кабинет подполковник Трунов, начальник строительного управления, которое только перебазировалось из Марий Эл на Байконур. Я его спрашиваю: «Николай Петрович, как республика?». «Во-о! – палец вверх поднимает. – Природа, леса, экология – красотища!». Так мы с семьей оказались в Йошкар-Оле.

- Вы, уже будучи мэром Йошкар-Олы, ездили на Байконур еще раз?

- Да, спустя 29 лет, в 2002 году, мы приехали туда с Геннадием Александровым, руководителем «Маригражданстроя», чтобы взять заказы на строительство жилых домов для военных, которые будут переезжать с Байконура. Дружба завязалась между нашими городами. Музей Байконура оставил неизгладимое впечатление, всколыхнул память. Сотрудники, узнав, что я один из первых строителей, попросили фотографию для экспозиции. 

Было и радостно, и горестно вновь увидеть место, где прошла моя молодость. Когда приехали на площадку Н-1, космодром для полета человека на Луну, сердце у меня застучало, плакать захотелось. Всего здесь было два космических старта, но первый запуск с так называемой «лунной» площадки был неудачный, ракета взорвалась на старте. Следующая попытка оказалась более счастливой, ракета поднялась, но над Сибирью вторая ступень не сработала. И на этом все закончилось. Сейчас на Н-1 все разрушено, больно смотреть. Тысячи, миллионы людей строили, не только наша страна, весь мир. Для нас, строителей Байконура, каждый такой комплекс был победой. Но Королев умер, и все полетело под откос, оказалось брошено, его детище пропало. Но я думаю, времена меняются, политика меняется, и Россия все равно останется великой космической державой, которая первой вложила все для того, чтобы освоить космос и другие планеты.



Читайте также

Комментарии (1)

   
Читатель
0 0
Отличная статья! Хотелось бы продолжение о том, как Владимир Тарков с Геннадием Александровым строили для переселенцев с Байконура дома, в которых между квартирами были хлипкие стены из ГВЛ. И соседи, оперевшись на стену, боялись провалиться в соседние квартиры. Сколько денег тогда было освоено на таких стройках - одному Таркову известно. Ждем продолжения откровений бывшего мэра г. Йошкар-Олы.
24.04.2018 13:27 Ответить
Загрузка...

Коротко


Читатели обсуждают

Архив материалов

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Новости компаний

Больше новостей
bool(true)