Array
(
    [!SECTION_ID] => Array
        (
            [0] => 558
        )

)
1
1
О фильме «Моя дорога к Юмо»
Культура 16.05.2018 17:38 784

Историческое сокровище

Кто теперь в Марий Эл не знает, что бывший мэр города Волжска и бывший сиделец Николай Свистунов широко известен у нас еще и как автор нашумевшей документальной повести «Три вечера у камина». Да, опубликовав свою трилогию «Столыпинский вагон», он многих заставил по- иному взглянуть на его судьбу и творческие способности. Тем не менее, меня мой друг более всего впечатлил другими сочинениями – двадцатью шестью новыми марийскими сказками! Впрочем, об этом литературном подвиге русского человека я уже писал.

А обращаюсь к прошлому потому, что в планах у Свистунова были еще более серьезные деяния во благо полюбившегося ему народа: по выходе на свободу он сообщил (в том числе мне), что собирается написать настоящую «Историю марийского народа». Поскольку к тому времени мне были известны, как минимум, еще двое русских, живущих в РМЭ, которые имели ту же цель, то я не удивился. Дело в том, что за постсоветские десятилетия русскоязычные жители республики, вольно или невольно впитывая добытые из-под спуда новые знания о марийцах, наконец-то заинтересовались нами всерьез. Потому что оказалось: есть из-за чего… И у некоторых почему-то возникло подозрение, что сами марийцы до сих пор не знают, не понимают, какими сокровищами – неисследованными историческим пластами они обладают. Значит, надо помочь им личным участием.

Словом, благородный план Николая Юрьевича я не одобрил, хотя дал знать об этом вскользь, опосредованно. Убежден, на сегодня только марийские интеллектуалы – ученые и просветители (исключение составляет, разве что, историк Александр Бахтин) готовы по-настоящему глубоко, ментально выверено, без излишней сенсационности – не ради пиара, а на путях поиска истины – говорить и писать о далеком прошлом нашего народа.

Режиссер и гипербореи

Вот почему сразу же после окончания открытого просмотра документального фильма Инессы Куляжевой «Мой путь к Юмо», состоявшегося в кинотеатре «Октябрь» 25 апреля, мне сразу же захотелось на свежий весенний воздух. Может быть, еще и из-за того, что относительно вместительный зал был полон зрителей.

bytI_la1nvI.jpg

Постараюсь высказаться без излишних подробностей. Итак, кто такая Инесса Куляжева, автор и продюсер фильма. Так как сама она не очень охотно говорит о себе – то вот все, что пока удалось узнать. Живет в Казани, имеет дом на станции Илеть, сейчас строится еще один. Последние годы собирала этнографические экспонаты по марийским деревням. Можно говорить о существовании на Илети ее частного краеведческого музея, есть сайт. Один из активных участников фильма, ссылаясь на слова самой Куляжевой, считает, что по национальности она наполовину русская, наполовину – чувашка. Училась в Казанском институте культуры на режиссера, но работала все время в бизнесе. Хорошее сочетание для осуществления культурного проекта, требующего значительных затрат.

Теперь о фильме. Он построен на факте, который по настоящее время оспаривается в ученом мире, что некогда, задолго до нашей эры, существовали гипербореи. Писали о них многие древние исследователи, в том числе и отец истории Геродот, и автор крупнейшего энциклопедического сочинения античности «Естественная история» Плиний Старший. В качестве доказательства, как правило, обращаются вот к этому высказыванию последнего:

«За этими (Рифейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зим- нем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью <…> Нельзя сомневаться в существовании этого народа».

С Аквилоном все понятно. Это то же самое, что Борей, север, северный ветер. Рифейские горы, которые тянулись с запада на восток, ищут до сих пор. Но все предположения указывают на места и поиски осуществляются в районах, которые в европейской части нынешней России расположены гораздо севернее, чем Марий Эл. Впрочем, для того, чтобы понимать, что ни Геродот, ни Плиний, ни Страбон… не могут служить источником знаний – сведений, фактов – о марийском народе, достаточно просто быть образованным человеком.

И все же я бы не торопился с порога отвергать картину. Она ценна как попытка указать на древние корни, определяющие прошлое исходящего народа, который долго, очень долго был лишен права на, по возможности полную, написанную историю. В фильме заняты уважаемые люди, знания которых мною не ставятся под сомнение. Они – ученые Галина Шкалина и Валерий Патрушев, многолетний исследователь прошлого марийцев посредством глубокого анализа языка Виталий Танаков – придают сверх всякой меры романтизированному повествованию весомость, раздумчивость, достоинство. Их краткие монологи, идущие вкраплениями по всему фильму, привносят ту основательность, без которой картина предстала бы лишь то и дело повторяющимися кадрами моления в Священной Роще, постановочными сюжетами, громогласными утверждениями закадровым голосом, идущими по экрану цитатами упомянутых и других древних греческих и римских ученых…


Импульс для молодежи

Сошлюсь на высказывание моего давнего друга, доктора культурологии Г. Е. Шкалиной: – Фильма я не видела, но Инесса Андреевна часто звонила мне и консультировалась. Из процесса общения чувствую излишнюю романтизацию всего того, о чем рассказано и показано в фильме. Но если оглянуться вокруг – в христианстве и исламе этого тоже предостаточно. Может, это лучше, чем самоуничижение народа или шовинистическое представление о нем как об этнографическом материале? Или еще хуже… Что касается вопроса о пользе от фильма, то, возможно, он станет хорошим импульсом для марийской молодежи в самопознании, самоосознании, самоутверждении. Им, молодым людям, нужна историческая романтика.

Как видите, в главном мы с Галиной Евгеньевной сходимся.

Перед началом фильма его создательница благодарила спонсоров и актив марийской молодежной организации «У вий» («Новая сила»), благодаря которым и состоялся показ для массовой аудитории. В связи с этим вот о чем еще я подумал, шагая по почти пустым городским улицам. А ведь эти молодые люди, за кем будущее народа, и сами могли бы отснять нужные кадры (вовсе не сложные), озвучить их гораздо большим кругом интеллектуалов из ученого мира, из деятелей культуры и искусств… Получилось бы и основательней, и правдоподобней.

И тогда на фестивалях и конкурсах – в том числе на тех по 2022 год, куда Инесса Куляжева уже заявила свою работу, – могли быть представлены версии, скажем так, национального производства. Она же презентует свою картину (сужу по строке в титрах) как ее «подарок человечеству» и заявляет (в выступлении перед зрителями), что хотела б, чтобы о марийцах в мире судили по ее фильму. Извините, но на это комментариев не находится даже у меня.

Автор статьи: Герман Пирогов.

Читайте также

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий


CAPTCHA

Коротко


Архив материалов

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   
22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Новости компаний

Больше новостей
bool(true)