Заслуженный художник России Евгений Яранов: "В пейзажах стараюсь как бы спеть песню красками"
Array
(
    [!SECTION_ID] => Array
        (
            [0] => 558
        )

)
1
1
Мир, в котором хочется жить / Заслуженный художник России Евгений Яранов: "В пейзажах стараюсь как бы спеть песню красками"
Культура 17.08.2018 07:50 169

Евгений Герасимович Яранов – один из известнейших художников Марий Эл, заслуженный художник России, член Союза художников России, много лет возглавляющий марийское отделение этого творческого союза. За его плечами участие в многочисленных выставках разного уровня: от республиканских до международных. Его картины хранятся и в российских музеях, и в частных коллекциях по всему миру.    

Несмотря на свою известность, Евгений Яранов не любит публичности, избегает излишнего пафоса и никогда не сыплет громкими фразами о роли и месте художника в обществе. Все его произведения, будь то пейзажи, портреты, сюжетно-тематические картины, очень светлые, теплые, пусть иногда и немного грустные, но неизменно позитивные, наполненные глубоким философским смыслом. Несколько часов нашей беседы пролетели незаметно. Говорили мы с Евгением Герасимовичем о многом и о многих. Яранов — прекрасный собеседник, и почти каждый его ответ на вопрос мог бы стать интересным небольшим рассказом: о жизни, профессии и о себе в профессии.

Автопортрет.JPG

Рисунок фуражки

Евгений Герасимович, с чего все начиналось? Когда вы почувствовали в себе способности к живописи?     

- Все мы родом из детства. И чем старше становишься, тем ярче становятся детские воспоминания и тем отчетливее понимаешь, что именно тогда начинается твой путь, по которому потом идешь всю жизнь. Я родился в деревне Усола Моркинского района. Родители мои были учителями: мама директором начальной школы, папа сначала историю преподавал, потом стал инспектором РОНО. У нас в доме была огромная библиотека! По тем временам – большая редкость, особенно в деревне. Так что, мое познание мира проходило через них. Очень нравились мне книжки про римских гладиаторов. Безумно хотелось их срисовывать. И вот помню, как в один яркий, солнечный зимний день мама с папой привезли мне с ярмарки большую, черную, железную коробку с акварельными красками! Это было счастье! С тех пор я стал рисовать. Папа мой тоже неплохо рисовал, поэтому всячески поддерживал и развивал мои способности. Когда я заканчивал 4-й класс, мы узнали, что в Йошкар-Оле открывается интернат для одаренных детей, и что в Морки приедут педагоги отбирать способных малышей. Нам дали задание нарисовать рисунок по определенной теме. В итоге меня допустили к экзаменам в Йошкар-Оле. Только мы с отцом, не дождавшись вызова, приехали в столицу, как оказалось, на два дня раньше экзаменов! Домой возвращаться – далеко, в Йошкар-Оле ночевать – негде… Но в интернате мы случайно (а, может быть, совсем и не случайно) встретили замечательного художника Николая Петровича Карпова. Он тут же дал мне лист бумаги, карандаш, снял с меня школьную фуражку и попросил ее нарисовать. Потом посмотрел и сказал: «Молодой человек, вы приняты!». Так я начал учиться на художника. Причем совершенно не зная русского языка!

Был ли у Вас в жизни педагог, которого бы Вы могли назвать своим учителем с большой буквы?

- Конечно! И не один. Сергей Федорович Подмарев преподавал живопись, Николай Петрович Карпов – рисунок, Олег Александрович Дедов – скульптуру, Александр Александрович Бровцев – искусствоведение. Это были изумительные педагоги! Их уроки можно назвать «высшим пилотажем» педагогики! Например, Подмарев давал нам задание написать натюрморт, а сам в это время, тут же, писал своего знаменитого «Онара»! Мы смотрели на него, как на Бога. И становились участниками рождения прекрасной картины: от чистого холста до последнего штриха. Также поступал и Олег Дедов: создавал некоторые свои скульптуры прямо во время наших уроков. Такие моменты запомнились, конечно, на всю жизнь, и это погружение в профессию очень сильно помогло мне в будущем.

Портрет жены художника.JPG

Спеть песню красками

 После школы-интерната, наверное, была учеба в художественном училище? Первые свои большие картины Вы написали уже тогда?

- Не совсем так. Моя взрослая самостоятельная жизнь началась рано: в 14 лет я пошел работать на завод. А продолжил свое обучение уже только после армии, променяв перспективную карьеру будущего военного на ученическую парту только что открывшегося йошкар-олинского художественного училища. Потом работал учителем черчения, а затем преподавателем композиции в художественной школе. Тогда же начал писать свои первые картины. Сразу выбрал сюжетно-тематическое направление. Мне это было всегда ближе. С уверенностью могу назвать своей первой профессиональной работой картину «В дни Октября». Очень много картин на военную тематику было написано в знаменитом Доме творчества «Академическая дача» имени Ильи Репина. Это уникальное для художников место! Там совершенно не думаешь о мирском. Продуктивность колоссальная! Я ездил туда 16 лет подряд и всегда привозил большое количество законченных работ, и больших, и малых.

Сиреневое утро.JPG

Некоторые творцы уверены, что художник должен быть голодным, дабы не потерять остроту восприятия жизни. Другие же думают, что легче творить, когда нет материальных проблем. Художнику Яранову что из этого ближе? Или у него свое видение отношений в паре «художник-деньги»?

- Художник, в первую очередь, должен почувствовать себя востребованным! Пусть не сразу, пусть постепенно. Нельзя работать только «на кошелек», на потребу публике, но и не думать о хлебе насущном тоже нельзя. К сожалению, времена, когда художник был защищен государством, давно прошли. Сейчас мы интересны только сами себе… Поэтому осуждать художника за то, что он вынужден тратить свой талант на ширпотреб нельзя. Финансовые «качели» есть у каждого творца. Но в идеале отношения в паре «художник-деньги» должны быть взаимодополняющими.

От греха.JPG

Евгений Герасимович, ваши пейзажи узнаешь сразу по характерной цветовой палитре. Такие нежные, теплые, уютные краски на ваших картинах – это выбор разума или сердца? 

- Я всегда спрашиваю у людей, приходящих ко мне в мастерскую впервые: «Вы бы хотели жить в таком мире, как на картине?» И почти все отвечают: «Да, хотели бы!». Для этого я и работаю всю жизнь. В пейзажах стараюсь как бы спеть песню. Красками. Ведь главная роль красок – передача настроения, состояния души. Я не пишу, когда болею, не хочу передавать картинам негатив. Уверен, что картины должны дарить тепло, поэтому у меня нет ни зимних пейзажей, ни других картин, связанных с зимой.
Люблю писать смысловые пейзажи, а в портретах – улавливать внутреннее состояние сидящего передо мной человека. Художники – люди особенные, мы видим все по-иному, можем в маленькой детали разглядеть глубинный смысл, а поделиться своими наблюдениями, мыслями и настроением нам помогают краски. У каждого из нас есть своя любимая палитра.                                
Облака.JPG
Ангелы в саду.JPG

Читайте также

Комментарии (0)

   
Загрузка...

Коротко


Архив материалов

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
         
27 28 29 30

Новости компаний

Больше новостей
bool(true)