Почему деревенская околица в Марий Эл напоминает автостоянку
Array
(
    [!SECTION_ID] => Array
        (
            [0] => 558
        )

)
1
1
Околица-автостоянка, или Проблема родниковой улицы
Сельская жизнь 10.05.2018 09:05 1915

Асфальтированная трасса пробегает метрах в 30 от деревни Актугансола Марий Эл. Внутрь по улице Родниковой сейчас никто не заезжает, в принципе у некоторых есть полноприводная техника, но ведь она так измесит расплывшуюся от влаги дорогу, что мама не горюй. Поэтому люди договорились на время распутицы ее поберечь. Если кто-то и проезжает к своему дому, то через «зады», а большинство оставляют легковушки прямо на околице на 20-метровом асфальтированном «аппендиксе», который отходит от трассы в сторону деревни. Тут заканчивается цивилизация, впереди 600 метров бездорожья.

Удача пролетела мимо

Юрия Градова я застал в мрачном расположении духа – деревня, как только что стало известно, уже в четвертый раз «пролетела» со своим проектом устройства проезда по Родниковой улице в конкурсе программы местных инициатив. Градов как раз и занимается этим проектом. Люди готовы вложиться, нашли спонсоров, но вот опять удача прошла мимо них.

Самая трудолюбивая деревня

Между тем Актугансола деревня особенная, здесь вообще нет никакого производства, соцкультбыта, был когда-то клуб, но и его закрыли в начале 2000-х. А люди все равно не разъезжаются - более полусотни дворов, свыше 220 человек населения от мала до велика.

Здесь живет стойкий и необыкновенно трудолюбивый народ. По количеству скота на душу населения равных им нет вообще. Люди не падают духом, одни ездят на заработки, другие держат скотину, нередко помногу - в прошлом году в стаде ходили 67 буренок. Юрий Васильевич насчитал добрый десяток подворий, в которых от двух до четырех коров, в том числе и у него самого! На молоке, пока закупочная цена не упала (сейчас заготовители платят всего 11 рублей за литр?) можно было неплохо заработать. По подсчетам Градова, каждая буренка при нормальных ценах может принести до шести тысяч рублей в месяц.

Родниковая, Солнечная и речка Кокшерка

Конечно, эти деньги людям даются нелегко, ведь это каждодневный тяжелый труд. Опять же бездорожье добавляет проблем - в распутицу или зимой, когда все переметет, автоцистерна приемщика останавливается на большой дороге, и люди за сотни метров тащат на себе ведра с молоком, некоторым приходится делать по нескольку ходок. Зимой чуть полегче – по снегу можно на корыте привезти.

Как ни крути, дорога - самая большая деревенская проблема. Это особенно актуально для Родниковой улицы. Собственно говоря, вся Актугансола состоит из двух длинных параллельных улиц с красивыми названиями: Родниковая и Солнечная, их разделяет маленькая, но буйная в половодье речушка Кокшерка. В прошлом году она чуть не снесла ветхий пешеходный мостик, который соединяет берега и людей.

Так вот на Солнечной улице проезд «подшаманили», засыпав дорогу отходами стройматериалов с бывшей фермы. Когда-то в Актугансоле было несколько животноводческих помещений, которые концентрировались на северной стороне деревни. Сейчас там остался лишь каменный остов бывшего конного двора, правда неподалеку выросла срубленная местными умельцами красивая часовенка.

Дорожная беда Родниковой стороны

А вот у родниковцев (здесь действительно есть несколько ключей) с дорогой дело швах, поэтому и бьются они за возможность попасть в программу местных инициатив. По расчетам, чтобы устроить щебеночный проезд на расстоянии в 600 метров нужно примерно полтора миллиона рублей. Самим - на улице чуть больше двух десятков дворов - такие затраты не потянуть. А дорога очень нужна: машины сейчас чуть не в каждом дворе, а то и не одна, да и не хотят люди жить в грязи. Дома строят комфортабельные: канализация, водопровод, горячая вода, теплые туалеты, а как вышел за ворота - будто в прошлый век попал. Люди среднего возраста, старики с этим еще мирятся, а вот молодежь так жить уже не хочет и уезжает из деревни.

Вместе с местным жителем Александром Градовым мы прошлись вдоль улицы - в такую погоду я всегда вожу с собой резиновые сапоги. Без них сейчас тут делать нечего – проезжая часть напоминает болото. Мужики своими силами пытаются поддерживать проезд: кто щебенки подбросит, кто шлака. Юрий Градов летом оригинальным образом сам грейдирует дорогу – цепляет к своему трактору МТЗ бетонный блок и таскает его по проезжей части – голь, как известно, на выдумки хитра. Результат хороший, но после дождя, поскольку нет твердого покрытия, дорога опять «плывет».

В общем, нужен нормальный проезд, и, несмотря на неудачи с конкурсом, Градов рук не опускает. Если уж совсем никак, то будем пытаться делать дорогу своими силами, говорит он. Люди готовы сброситься по пять тысяч рублей со двора, этого, конечно, мало, нужно еще тысяч сто на аренду техники. Будем искать варианты, отступать нам некуда.

 

Читайте также

Комментарии (0)

   
Загрузка...

Коротко

Архив материалов

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   
17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Новости компаний

Больше новостей
bool(true)