В Йошкар-Оле в Республиканском театре кукол появился "Ночной караул"
Array
(
    [!SECTION_ID] => Array
        (
            [0] => 558
        )

)
1
1
На бумажном самолетике к... истокам / В Йошкар-Оле в Республиканском театре кукол появился "Ночной караул"
Культура 06.12.2018 09:51 292

В Республиканском театре кукол состоялась премьера уникального спектакля «Йÿд орол» («Ночной караул»)

На протяжении уже многих лет каждая премьера в Республиканском театре кукол вызывает живой интерес не только у мам подрастающих малышей, но и у заядлых театралов возраста 12+, потому что это всегда оригинально, необычно, стильно, ярко, смело! Поэтому свой рассказ о новом спектакле режиссера-постановщика Алексея Ямаева «Йÿд орол» начну с конца. С мыслей, которые появились после просмотра, точнее с нескольких слов-паролей, постоянно теперь крутящихся в голове. «Вера», «мечта», «корни», «мама», «любовь», «правда», «судьба»… Показалось, что именно об этом спектакль. Или не об этом… или не только об этом… Все же попробую, как обычно. Начать с начала.

Ощущение сопричастности

Сюжет этого спектакля разворачивается вокруг главного героя Олеша (арт. Максим Белецкий), который много лет спустя неожиданно для себя возвращается в родную марийскую деревню, правда, уже давно заброшенную. Деревню, где он провел свое детство, где жила его мама. В полуразрушенном доме ему предстоит провести ночь и встретиться со странными, мистическими существами, называющими себя ночным караулом, ночной стражей. Они-то и становятся проводниками Олеши в мир его воспоминаний, в мир его несбывшихся надежд, в мир его страхов, детских проступков, невольно сделавших его жизнь совсем не такой, о которой он мечтал, когда был маленьким мальчиком… А еще, благодаря этому йÿд оролу, главный герой, обрусевший мариец, начинает вспоминать родной язык, возвращаться к своим истокам.  

Действо происходит в малом зале театра, переступая порог которого, сразу попадаешь в совершенно особый мир, становишься не зрителем, а участником всего происходящего. Резные оконные наличники, старинные картины, деревенские половики, прядильные станки, -все это настоящее, принесенное командой, работавшей над созданием спектакля. «Йÿд орол» - произведение камерное. В нем занято всего восемь актеров. Зрительских мест, распределенных по кругу, тоже очень немного. Поэтому ощущение сопричастности было настолько сильное, что иногда хотелось себя ущипнуть, чтобы не разреветься или не пуститься в пляс вместе с героями. Безусловно, этому способствовало еще и совершенно нереальное музыкальное и световое сопровождение спектакля. Терменвокс, акустические гусли, марийские духовые инструменты очень органично вплелись в канву повествования, усиливали эффект. А потрясающие костюмы- маски то наводили ужас, то вызывали желание к ним прикоснуться. Надо сказать, что текста в спектакле очень немного. Слово здесь в прямом смысле на вес золота. Хотя автор пьесы, известный российский писатель и сценарист Денис Осокин, думает, что слов в этом спектакле более чем достаточно.

Первый блин не комом

-  Я всегда стремлюсь к немногословности, - рассказал автор «Йÿд орола».  – Для меня театр – это, прежде всего, искусство сложносоставной пластики, а не слова, поэтому в этой работе старался, чтобы слова были только там, где без них уж совсем нельзя обойтись. Мне нравится работать со словами на уровне паролей. В первоначальном варианте слов было еще меньше и финал был грустнее, но Алексей (режиссер спектакля Алексей Ямаев - прим.ред.), с которым мы давние друзья, просил меня что-то добавить, что-то изменить. Думаю, что спектакль от этого только выиграл.

Надо сказать, что этот спектакль – первая театральная работа для Дениса Осокина. Кино им уже давно успешно освоено. Он - автор сценария известного российского фильма «Овсянки», а также киноленты «Небесные жены луговых мари», его книги знают и читают многие. Но вот театр открылся для Осокина только теперь. И открыл его для своего друга Алексей Ямаев, который рассказал ему про реально существующий ночной караул в марийских деревнях и свое желание поставить в театре кукол совершенно особенный спектакль. Получилось. Благодаря команде суперпрофессионалов, буквально «заболевших» этой историей. Композитор Григорий Архипов, художник-сценограф Сергей Таныгин, художник по костюмам Светлана Марчик, хореограф Марина Рыбак, режиссер-постановщик Алексей Ямаев и, конечно, замечательные актеры театра кукол сделали все, чтобы «Йÿд орол» родился и его рождение стало событием не только для театра кукол, но и всего театрального сообщества республики.

Послесловие  

 В финале герои запускали зрителям бумажные самолетики, часть которых публика отправляла обратно, а часть забирала с собой на память. Это было так трогательно и так символично. В этом, пожалуй, и скрыто то главное, что хотели донести до нас авторы спектакля.          

 -  Я глубоко убежден как писатель, как художник и как человек, - поделился своими мыслями Денис Осокин. - Что только на бумажных самолетиках, на бумажных корабликах человек по-настоящему, без обмана, способен долететь, доплыть до своей мечты, до своих истоков, своей памяти, до всего самого светлого и лучшего, что заложено в нас свыше.

Я принесла домой бумажный самолетик. Поставила его на видное место, чтобы каждый день, глядя на него, думать только о хорошем, а ночью, во сне, иногда летать на нем к самым невероятным мечтам. Спасибо за эту возможность «Йÿд оролу» («Ночному караулу»).

 

 

 

 

Комментарии (0)

   
Загрузка...

Коротко


Архив материалов

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
         
13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Новости компаний

Больше новостей
bool(true)