Молодой изобретатель из Йошкар-Олы создал беспилотный снегоход
Array
(
    [!SECTION_ID] => Array
        (
            [0] => 558
        )

)
1
1
«Белый кот», который ходит сам по себе / Молодой изобретатель из Йошкар-Олы создал беспилотный снегоход


Своеобразным символом нашего города в последние годы стал Йошкин кот, незаметно вытеснивший с пьедестала неказистую лосиху. Образ разухабистого гуляки, в любое время года привлекающего к себе внимание туристов, всем пришелся по душе. Но скоро у обаятельного котяры появится конкурент – «Белый кот». Так необычно называется проект Поволжского государственного технологического университета по разработке беспилотного снегохода со смещаемым центром тяжести. Название мудреное, а идея машины проста. И пришла она в голову не убеленному сединами профессору, а учащемуся лицея №11 города Йошкар-Олы Денису Андрианову. Впоследствии школьник оформил патент на свое изобретение.

Идея витала в воздухе

Надо сказать, что, направление в развитии техники Денис выбрал актуальное: Россия прикладывает сегодня огромные усилия для освоения Арктики. Для продвижения по бескрайним снегам тундры и ледовым торосам создана серия специальных снегоходов «Арктика–1500», «Тайга», «Росомаха». Машины способны работать в экстремальных условиях в диапазоне температур от +40 до -50.

Но представим на минуту, что в пути снегоход сломался, провалился в полынью, опрокинулся на торосе, попал в снежную бурю. Водитель неизбежно рискует жизнью. Как избежать возможных опасностей? Юному изобретателю пришла в голову идея сделать снегоход беспилотным.

Дело в том, что в выпускном классе Денис активно общался с нашим известным конструктором Игорем Кудрявцевым, часто бывал в СКБ, наблюдал, как работают студенты. Игорь Аркадьевич взял «шефство» над любознательным пареньком. Два года назад Денис вместе с сотрудниками лаборатории «Мехатронные системы» СКБ побывал на выставке «Армия-2016», где активно демонстрировалась арктическая тема. Идея оригинального снегохода буквально витала в творческой атмосфере форума, нужно было только материализовать мысль на бумаге. Патентный поиск показал, что таких машин в мире нет. Беспилотники сейчас работают в воздухе, на земле, на воде и под водой. Не добрались только до снега. В итоге у наших конструкторов вскоре появился патент на линейку вездеходных беспилотных машин.

«Мозг» снегохода

В чем же идея необычной машины? Без участия человека снегоход далеко не уедет, ведь при преодолении склонов, торосов у него происходит смещение центра тяжести. Когда машину ведет человек, он наклоном своего тела уравновешивает ее, чтобы не произошло опрокидывания. Значит, необходимо компенсирующее устройство, которое заменит водителя.

Когда снегоход начинает преодолевать препятствие и наклоняется, сигнал об этом попадает в его «мозг» – интеллектуальную систему управления, который подает соответствующую команду на механизмы выравнивания машины. Они и меняют положение платформы, чтобы снегоход не перевернулся. Это происходит за счет смещения центра масс, роль которой выполняет полезная нагрузка: аппаратура, груз, в том числе вооружение.

На машину устанавливаются датчики наклона, GPS, ГЛОНАСС и другие. Все зависит от того, каким способом будет осуществляться управление снегоходом. Вариантов много: дистанционно с пульта, в систему могут быть заложены координаты конечной точки маршрута или карта местности, хотя в условиях Арктики она менее эффективна, ведь метели могут сильно изменить рельеф.

Д. Андрианов представляет проект главе РМЭ

Выиграл у вертолета

В Санкт-Петербурге работает известный в мире Крыловский государственный научный центр, который занимается проблемами судостроения, в частности, ледоколов. Корабелы с большим интересом отнеслись к идее беспилотного снегохода. Питерцы приезжали в Йошкар-Олу, было подписано соглашение о сотрудничестве с нашим университетом.

Такой аппарат, предположили сотрудники Крыловского центра, можно ставить перед ледоколом, и он будет идти впереди как машина-разведчик, передавая с помощью встроенной видеокамеры изображение по курсу корабля. Система считывания рельефа будет создавать карту. Можно автоматически зондировать толщину льда, радиационную обстановку, аппарат при этом управляется дистанционно через радиоканал.

Конечно, можно возразить, что лучше использовать вертолеты или беспилотники. Но на севере бывает такая погода, что сутками с палубы не взлетишь. А для снегохода нелетной погоды не существует, и, что очень важно, машина получается недорогая. Даже в случае потери, разве можно сравнить его по стоимости с вертолетом?

Беспилотник можно использовать в сугубо гражданских целях, например, для срочной доставки медикаментов в юрту оленевода. Достаточно задать машине точные координаты – и он даже в метель одолеет по тундре полсотни километров и не заблудится в пути. Его можно использовать для инспектирования нефтегазопроводов, запустив по определенному маршруту. Возможен вариант «каравана», когда впереди на снегоходе двигается человек, а за ним следует группа беспилотников, взаимодействующих между собой.

Главное – не застрять

Вуз уже приобрел снегоход для использования его в качестве базовой платформы, и в течение месяца начнется работа по воплощению идеи в железо. Машина, кстати, наша, отечественная. Такова теперь установка: не использовать импорт, если техника может заинтересовать военных. Импорт в армии не приветствуется.

Координирует работу заслуженный изобретатель Марий Эл Игорь Кудрявцев.
- Сейчас мы действуем по собственной инициативе, – рассказывает он, – изыскиваем какие-то внутренние ресурсы, чтобы продвигать машину. Этот путь уже не единожды апробирован. Интерес к беспилотнику очень большой, в том числе со стороны Минобороны. Потенциальные заказчики готовы рассматривать проект, но мы должны предоставить не концепт, а опытную машину, над чем сейчас и будем работать. На первом этапе предполагаем собрать самую простую версию, дистанционно управляемую оператором. А дальше, надеемся, подтянутся реальные заказчики, инвесторы. Главное для нас – не «застрять»: надо выходить на различные конкурсы, выставки и двигаться, двигаться вперед.

Денис Андрианов сейчас учится на втором курсе. У автора идеи уже семь патентов и два на этапе оформления заявок. Свой первый гран-при он получил еще в 11-м классе на конкурсе «Школьный патент», который проводился Ленинградским институтом оптики и механики, в номинации «Изобретение, важное для обороны страны». А недавно по итогам конкурса, организованного международным салоном изобретений и инновационных технологий «Архимед», ему, единственному студенту из России, вручили золотую медаль в номинации «Учащийся-изобретатель».

Комментарии (0)

   
Загрузка...

Коротко


Архив материалов

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
         
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Новости компаний

Больше новостей
bool(true)